Будем жить теперь по-новому...

С 1 января 2010 года отрасль переходит на саморегулирование. Сейчас основной заботой создающихся СРО является привлечение клиентов, однако мало кто задумывается о том, что с нового года изменения произойдут практически во всех сферах работы строительных компаний.

Об этих изменениях мы и беседуем с Николаем Вильчуром, управляющим партнером международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры».

– Если оценивать ситуацию с позиции консультанта, какие перемены ожидают строительные компании после окончательного перехода к саморегулированию?

– Изменения произойдут практически во всех сферах работы. Ведь вопрос не в смене источника получения разрешений на производство работ, а в кардинальном изменении рынка. И здесь в качестве главных тенденций можно обозначить уменьшение количества участников рынка (что неизбежно при предъявляемых требованиях), укрупнение оставшихся на рынке компаний, повышение прозрачности их деятельности и усиление ответственности строительных компаний.

Все это не может не повлиять на корпоративную, договорную, налоговую и кадровую политику организации.

– Корпоративная политика – наименее понятная категория. Что она собой представляет и какие в ней будут изменения?

– Корпоративная политика – это система построения взаимоотношений внутри компании или внутри группы компаний. В текущей ситуации второй вариант имеет особое значение. Ведь необходимость снижения рисков для строительной компании заставит перенести с нее часть функций, которые не требуют членства в СРО и получения допусков. К таким функциям можно отнести закупку материалов, оборудования, получение необходимых согласований и так далее.

С учетом же упоминавшейся тенденции к укрупнению бизнеса, многие компании, ранее работавшие индивидуально, сейчас обрастут сопутствующими структурами. Данная работа позволит снизить риски строительного подразделения холдинга. Естественно, это повлечет изменение состава и содержания заключаемых договоров.

– Каким образом?

– Договорная работа будет строиться исходя из того же самого требования обеспечения максимального уровня экономической безопасности строительной компании. Разделение в договорах функций по производству работ и по закупке материалов позволит ограничить риски строительного подразделения холдинга.

Отмена лицензирования функции генерального подрядчика, скорее всего, повлечет стремление заключать договоры на компании, не состоящие в СРО.

Здесь возникает острый конфликт интересов: формально в качестве генерального подрядчика может выступать любая компания, однако заказчик будет заинтересован в том, чтобы договор заключался с организацией, непосредственно производящей хотя бы часть работ.

Когда мы говорим об установлении ответственности, следует учитывать, что она может как усиливаться, так и ограничиваться законными методами. Таким методом, в частности, является применение так называемой исключительной неустойки, ограничивающей возмещение убытков.

В части расчетов для обеспечения баланса интересов сторон, скорее всего, будут применяться более подробные и обоснованные графики оплаты. При этом расчеты по аккредитиву могут стать одной из основных форм организации платежей.

Таким образом, среди основных тенденций в части договорной работы можно назвать: дробление договоров; изменение состава участников договорных отношений; большее внимание установлению ответственности в договорах; дробление платежей и переход на аккредитивную форму расчетов.

– Не секрет, что большинство компаний пытаются найти способы снизить налоговую нагрузку. Произойдут ли какие-либо изменения в части способов оптимизации налогообложения?

– Несомненно, многим строительным компаниям придется менять подходы к минимизации налогового бремени. Среди основных тенденций я бы выделил четыре.

Первая состоит в том, что сама финансовая сторона деятельности будет становиться более прозрачной. Уменьшение количества участников рынка сделает его более понятным для финансовых и налоговых органов, да и упомянутое укрупнение компаний также внесет свою лепту. Компаниям придется вести более осмотрительную политику.

Это обусловливает и вторую тенденцию – отказ от наиболее рискованных методов оптимизации. Увеличение ценности строительной компании, повышение ее роли в холдинге, сложность с ее заменой поставит под сомнение целесообразность использования целого ряда сомнительных схем – работа с «прокладочными» компаниями, необоснованный аутстаффинг и другие.

Естественно, потребуется какая-то замена. И в качестве третьей тенденции, я полагаю, наиболее актуальным будет применение методов холдингового налогообложения, которое позволяет сместить центр формирования прибыли на другие компании и, соответственно, переносить на них налоговое бремя и налоговые риски.

И наконец, четвертая тенденция, быть может, самая важная, – это смена акцента в вопросах оптимизации налогообложения – с налоговой экономии к обеспечению налоговой безопасности. Очень часто уже сейчас приходится сталкиваться с тем, что при построении новой системы налогообложения компании основным требованием является не столько экономия, сколько надежность. И если этого удается достичь – значит, работа уже имеет положительный эффект.

К слову сказать, очередные изменения налогового законодательства в части зарплатных налогов скорее всего приведут и к корректировке кадровой политики.

– Какие именно?

– Как известно, с 2010 года единый социальный налог отменяется, вместо него вводятся страховые взносы во внебюджетные фонды – как это было до 2001 года. При этом вознаграждение иностранных работников, временно пребывающих на территории Российской Федерации, полностью освобождается от страховых взносов.

Соответственно, у работодателя повышается интерес к привлечению иностранных работников. Параллельно идет повышение требований к квалификации сотрудников, поскольку растет ответственность компании за результаты работ.

При этом нельзя забывать и о том, что нарушение законодательства о привлечении иностранной рабочей силы влечет наложение штрафов в таких размерах, что это может обанкротить даже процветающую компанию.

Все это повысит роль служб персонала в строительных организациях.

– В заключение, на что бы вы посоветовали еще обратить внимание?

– За шквалом дискуссий, касающихся вступления в СРО, на второй план отошла другая, не менее серьезная реформа – в области технического регулирования. На мой взгляд, совершенно не достаточное внимание уделяется вопросам введения новых технических регламентов. А ведь в середине следующего года все нынешние ГОСТы и СНиП утрачивают силу. Чем тогда придется руководствоваться, на основании каких документов вести работы? Но это – предмет отдельного разговора.

Источник: АСН_Инфо

Вступить в СРО