Не ошибиться при выборе

Ивановские строители обсудили проблемы и перспективы создания СРО

Все меньше и меньше времени остается у ивановских строителей, чтобы решить, в какое некоммерческое партнерство, претендующее на получение статуса саморегулируемой организации (СРО) вступить. Или же дождаться того времени, когда НП получат этот статус. Так или иначе, решение принимать придется, так как с 1 января 2010 года в России прекращается действие лицензий, выдаваемых на осуществление строительных, проектировочных и изыскательских работ, а вместо этого будут требоваться свидетельства о допуске к работам, выданные СРО.

Получить ответы на вопросы, связанные с различными аспектами перехода на саморегулирование в строительном комплексе, ивановские строители смогли на "круглом столе" "Саморегулируемые организации в строительстве, проектировании и изыскательских работах: создание, проблемы и перспективы"., который был организован газетой деловой информации "Частник" и состоялся 16 июля в актовом зале ИГЭУ. "Круглый стол" собрал более 120 участников. В работе "круглого стола" приняли участие руководитель комплекса строительства и инфраструктуры правительства Ивановской области Андрей Чужбинкин, гендиректор НП "Союз строителей Верхней Волги" Михаил Фирко, руководитель НП "Ивановское объединение строителей" Сергей Звонов, председатель правления НП "Ивановское объединение предприятий строительного комплекса" Алексей Катаев, член совета НП "Союз изыскателей Верхней Волги" Игорь Кривов и другие. Таким образом, руководители ивановских предприятий строительного комплекса могли получить исчерпывающую информацию из первых рук – от руководителей НП, претендующих на получение статуса СРО, от властей, от специалистов, в том числе начальника отдела разрешительной и надзорной деятельности Верхне-Волжского управления Ростехнадзора Михаила Вотякова.

Выступления

Владимир Никифоров, директор ивановского межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров, заслуженный строитель РФ:

- Наверное, сегодня самая главная задача, стоящая перед многими из строителей, — это как отличить одно некоммерческое партнерство от другого и не ошибиться при выборе.

Напомню, что основных целей саморегулируемых организаций всего две: это предупреждение причинения вреда и повышение качества выполнения работ. Направлений деятельности СРО тоже всего два пункта: разработка и утверждение документов, предусмотренных Градостроительным кодексом, и контроль за соблюдением членами СРО требований этих документов. Но тут очень много проблем и подводных камней.

Я напомню: чтобы некоммерческое партнерство стало СРО, оно обязано разработать три основных документа: требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, правила контроля в области саморегулирования, то есть контроль за тем, как эти требования исполняются. И последнее – система мер дисциплинарного воздействия.

Законодатель прописал в качестве обязательных требований только требования к специалистам. То есть их стаж, образование, повышение квалификации. Остальные квалифицируются как возможные, но не обязательные. С точки зрения контроля: если в свидетельстве о допуске нет конкретных позиций, кто контролирует, то и контроля может не получиться. Например, в СРО "МОС", известной как СРО Басина, не прописаны необязательные требования, и здесь возможны 2 варианта развития событий. Первый – произвол при выдаче допусков и производстве контроля. Из такого СРО очень легко вылететь впоследствии. Второй – это крайний либерализм. Допуски выдаются всем, нет должного контроля. Но тогда не напасешься компенсационного фонда. Причем этот либерализм обоснован Градостроительным кодексом, ст. 55, где сказано: если в допусках не прописано требований, то потом, при контроле их нельзя предъявлять.

В приказе Минрегиона прописано 35 видов строительных работ, на которые надо получать допуски. Это касается строителей. И там же, в приказе указано 764 подвида работ. Напрашивается вопрос: как выдавать допуск на работы – по виду в целом или по подвидам? Причем в вид работ подвиды могут входить совершенно разные, например, обустройство электроснабжения строительной площадки и обустройство подкрановых путей. Вывод: допуск по видам, наверное, можно выдавать только организации, способной выполнять все работы, перечисленные как подвиды. В этом случае автоматически отпадают малые предприятия.

Если же дать возможность работать всем, необходимо иметь требования по каждому из подвидов. В том же СРО "МОС", по моему мнению, никто не ждет малые предприятия, и поэтому эта проблема для них не актуальна.

Следующий пункт – содержание контроля – должен быть жестко увязан со ст. 53 Градостроительного кодекса о строительном контроле. В противном случае правила контроля СРО вступают в противоречие с правилами надзорных органов и службы заказчика. Наиболее простое решение проблемы – в требованиях к допуску должны содержаться набор процедур строительного контроля, который автоматически обеспечит выполнение статьи 53.

Следующий вопрос: кто должен осуществлять контроль выполнения этих требований? Во всех НП предусмотрен контрольный аппарат. Посчитаем количество работников, необходимых для этого. В СРО 100 организаций, проверка должна быть 1 раз в год. Предположим, каждая организация получила по 100 допусков. Если на проверку по соблюдению требований по одному допуску потратить 4 часа, то в течение года это 40 тысяч часов или 5 тысяч рабочих дней. Получается 20 работников. А если учесть, что наверняка найдутся заказчики, которые захотят скостить плату за выполненные работы на основании низкого, по их мнению, качества, то контрольный аппарат обязан будет эти вопросы решать, и естественно, потребуются дополнительные работники.

В итоге сегодня руководство НП, чтобы оно стало успешным СРО, должно учесть эти проблемы. Советую тем, кто еще не сделал выбор, узнать, как решены эти и другие вопросы в данном НП. И гарантом соблюдения всех ваших прав как будущего члена СРО может стать полная прозрачность процедур выдачи свидетельств, процедур контроля и других внутренних документов. Чтобы вы знали, на что вы идете, с самого первого дня. А не выясняли в процессе пребывания в этой организации.

Татьяна Царева, юрист

- Перед НП, которые претендуют на получение статуса СРО, стоит очень нелегкая задача – в сжатый срок разработать систему взаимосвязанных нормативно-правовых актов, обеспечивающих его стабильную и эффективную работу. Задача сложная, и закончить ее нужно до 1 января 2010 года. Хочу предостеречь представителей партнерств, получающих статус СРО, от использования стандартного пакета нормативных документов, которые под самыми разными названиями предлагаются в интернете и периодической печати. Юридическая практика установила, что примерные формы – на то и примерные, чтобы не подходить никому. Они лишь указывают примерный перечень разделов локальных правовых актов, обозначают некоторые подходы к их решению, но не учитывают особенностей численного и профессионального состава СРО, их финансовое положение, территорию деятельности и ряд других факторов. А это – основные условия, которые определяют структуру управления организации, технологию принятия управленческих решений и особенности финансирования ее деятельности. Наверное, поэтому далеко не все некоммерческие партнерства уделили этому вопросу достаточное внимание. Анализ пакетов документов, имеющихся в периодической печати, показывает, что пишутся они часто под копирку и без расшифровки конкретных процедур. Поэтому в заключение хочу предложить представителям строительного комплекса не пожалеть времени на ознакомление с нормативными документами НП и выбрать то, в которое они хотят вступить. Перечень предлагаемых к ознакомлению документов, их объем и содержание очень много скажет об этой организации, а их анализ позволит сделать правильный выбор.

Михаил Вотяков, начальник отдела разрешительной и надзорной деятельности Верхне-Волжского управления Ростехнадзора

- В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 года государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций в области изысканий, проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, а также ведение реестра этих СРО осуществляет Ростехнадзор. Если проследить динамику регистрации саморегулируемых организаций в РФ, то можно увидеть, что в настоящее время зарегистрировано порядка 20 СРО в области строительства, 10 в области проектирования и 1 в области изысканий. Хочется отметить, что, кроме московских, санкт-петербургских и межрегиональных саморегулируемых организаций, многие регионы уже представлены в данном реестре – Вологодская, Камчатская области, республика Татарстан, Краснодарский и Красноярский края, тюменская область и др. Если учесть, что с первой попытки в реестр попадает лишь каждая десятая организация (из-за недостатков в подготовке требуемых документов), можно предположить, что многие региональные некоммерческие партнерства уже начали процесс получения статуса СРО. То есть они могли получить отказ и готовить документы вновь либо их документы находятся в стадии рассмотрения.

Если говорить о ситуации в Ивановской области, то можно сказать, что работа по созданию саморегулируемых организаций идет, но несколько медленнее, чем могла бы. Например, существует НП "Ивановское объединение строителей", которое собрало уже более 80 заявлений о намерении вступить в данное НП. Создано НП "Ивановское ОПСК", по нашим данным, 44 лица уже являются членами этого НП и около 150 изъявили намерение, но еще выжидают, присматриваются и не решаются сделать этот шаг.

1 мая 2009 года вступил в силу федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и контроля и муниципального контроля. И этим законом предусмотрены особенности проведения мероприятий по надзору и контролю в отношении членов саморегулируемых организаций. Например, ежегодно разрешается проверять не более 10 % и не менее двух членов саморегулируемой организации. В случае проведения плановой проверки членов СРО надзорный орган обязан уведомить саморегулируемую организацию для обеспечения возможности участия или присутствия ее представителей при проведении плановой проверки. В случае выявления нарушений у члена саморегулируемой организации обязательных требований представители надзорных органов обязаны сообщить в СРО о выявленных нарушениях в течение 5 рабочих дней со дня окончания проведения проверки. То есть органы государственного контроля и надзора взаимодействуют с СРО, в том числе по вопросу защиты прав их членов при осуществлении надзорных действий. И если у организаций – членов одной СРО выявляются типичные нарушения норм и правил безопасности, то путем доведения этой информации до руководства СРО, до всех участников этой организации можно устранить такие нарушения у других членов СРО, не прибегая к проверкам. И задача надзорных органов – обеспечение безопасности – сильно облегчается.

Лицензий на строительство в России было выдано более 300 тысяч, а по прогнозам нашей службы в реестр будет внесено 150, может быть, немного больше саморегулируемых организаций. Вот так упрощается задача надзорных органов.

И в таких условиях, несомненно, наиболее эффективным представляется взаимодействие любых – областных или территориальных органов федеральных органов власти с СРО, которая бы находилась в данном регионе. И уже сейчас стоит вопрос, быть или не быть ивановской областной саморегулируемой организации. Тот факт, что на разработку и утверждение документов уходит немало времени, говорит о том, что времени на раздумья не осталось. И если вы хотите продолжить работу на строительном рынке в 2010 году, необходимо уже сейчас принять решение.

Вы можете стать членами московской, питерской или межрегиональной СРО, но подумайте, сможете ли вы тогда обеспечить защиту своих интересов здесь. И если ни одна из ивановских организаций не наберет достаточное количество участников, не успеет зарегистрироваться, то всем придется идти на поклон куда-то в другой регион, в Москву или еще куда-то. И тогда можно будет забыть об объективной защите своих интересов.

Андрей Чужбинкин, заместитель председателя правительства Ивановской области, руководитель комплекса строительства и развития инфраструктуры

- Вопрос о создании саморегулируемых организаций в строительстве, действительно, серьезный. Здесь собрались представители всех саморегулируемых организаций, которые присутствуют на территории региона. Я сам решил принять участие в этом "круглом столе", в первую очередь, для того чтобы еще раз выразить свое мнение по поводу саморегулирования. У меня позиция была и остается следующая: саморегулируемая организация должна быть региональной. Здесь есть две стороны. Если представить организацию московскую или межрегиональную, которая объединяет в себе несколько регионов, то, как уже сказали, сложно будет защищать интересы отдельно взятой Ивановской области в организации, которая находится в Москве, Ярославле или другом регионе, где строительный комплекс более развит. Второе: есть определенные опасения в части того, что региональную СРО легче контролировать органам власти субъекта федерации.

Сейчас ходят слухи о внесении изменения в законодательство, чтобы минимальное количество членов СРО увеличить до 300 или 500, что исключит возможность создания СРО на региональном уровне в таких областях, как наша (эти слухи ходят в Москве). Я думаю, что до конца года таких изменений точно не будет, и это значит, что региональные организации имеют право на существование и имеют возможность регистрироваться.

То, что сейчас происходит на территории области, я считаю нормальным процессом, который несет в себе плюрализм мнений, как раньше говорили. Я считаю, что это хорошо. Потому что правительство области не собирается загонять всех в какую-либо из организаций. Сейчас уже понятно, что к концу года система саморегулирования отменена не будет. И если есть желание работать в строительной отрасли, то нужно выбирать, с кем вам вступать в СРО.

Сергей Звонов, руководитель НП "Ивановское объединение строителей"

- Я представляю некоммерческое партнерство "Ивановское объединение строителей". Мы уже столкнулись с представителями московских объединений (МОС и другие), все они предлагали создать на территории области их филиал, мотивация была такая: вы сами не создадитесь, а здесь уже все есть. Финансово вы будете самостоятельны, все средства, которые будут собирать здесь, будут оставаться в регионе. Все это вызывает сомнения только в одном плане: зачем тогда нужны филиалы, если все средства остаются здесь? В ряде случаев им просто нужно 100 членов, чтобы зарегистрироваться. Что касается МОСа, то там 50 % взносов остается в регионе, а 50 % перечисляется в головную структуру.

Мы полагаем, что получим статус СРО в сентябре-октябре. Я думаю, что с момента, когда СРО создастся в Ивановской области, мало кто пойдет за пределы региона.

Мы для себя поставили задачу так: на сегодня заниматься качественной подготовкой документов, заниматься каким-то юридическим творчеством, какими-то организационными моментами смысла не имеет, потому что во всех СРО, которые на сегодня созданы, если вы почитаете их документы, каких-то принципиальных отличий нет. И всем сегодня понятно: нормативная документация должна минимально ограничивать любого участника СРО, только с одной целью – чтобы это СРО в принципе создать. Чем меньше понапишем, чем меньше каких-то условий создадим, тем быстрее организуемся и будем. Вот когда зарегистрируемся, тогда и будем оттачивать качество документов так, чтобы это было бы выгодно для всех участников СРО. Сейчас мы можем только потерять время, и если до конца года не создадимся, то все уйдут в другие СРО. Поэтому сейчас вопрос стоит в сроках, и какие-то качественные характеристики уходят на второй план.

Сегодня намерение вступить к нам выразили 126 организаций. В конце июля на общем собрании мы будем принимать всех, кто изъявил намерение, если это намерение останется в силе. Там же будут приняты документы, выбраны руководящие органы НП. При этом второй СРО в Иванове не получится. 100 членов наберет только одна организация.

Михаил Фирко, гендиректор НП "Союз строителей Верхней Волги"

- Опыт нашей работы – примерно год. Заявлений у нас поступило более 200. На сегодняшний день части организаций отказано в приеме в члены, часть членов исключена, сейчас у нас 145 членов НП. Есть еще 20 заявлений, которые мы рассмотрим строго на общем собрании.

Мы руководствуемся действующим законодательством: 100 организаций, 300 тысяч взнос в компенсационный фонд на каждого. Правда, сейчас в первом чтении принят закон, по которому число членов СРО снижается до 50, а взнос в компенсационный фонд – до 150 тысяч рублей. Впрочем, будет ли и когда будет второе и третье чтение, неизвестно.

Некоторый пессимизм у нас, как присутствовал в прошлом году, так и сейчас существует. Сегодня у нас ведутся переговоры со строителями Ярославской области, потому что у них не получается создать СРО.

Каждый член должен иметь четкое представление, что он будет иметь от СРО и что от него будет требоваться.

На сегодняшний день единственная загвоздка у нас – это формирование компенсационного фонда. Мы разговаривали в банках Владимирской, Ивановской, Костромской области, предложения есть, на сегодня принято решение следующее: под 5 % годовых всем желающим банк выдает кредит на формирование компенсационного фонда, но на депозите, где будет размещен компенсационный фонд, мы не получаем тех доходов, которые мы могли бы получить.

К концу июля мы планируем сформировать компенсационный фонд и к августу выйти на регистрацию. Мы также торопимся вот по какой причине: "МОС" Басина, давно получив статус, до сих пор не всех своих членов обеспечили допусками. Потому что это очень серьезная кропотливая работа. И нам бы не хотелось, чтобы получилось так: в декабре получим статус СРО, компания-член хочет работать уже в январе, а допуск мы не можем выдать. Поэтому крайним сроком получения статуса мы поставили себе октябрь

Вопросов возникает очень много: не готовы работать со строителями ни управляющие компании, ни страховые. Провели мы конкурс, 9 страховых компаний у нас аккредитованы, предоставили нам документы. Но на сегодняшний день ни одна страховая компания не имеет понятия, что такое страхование гражданской ответственности в строительстве.

Алексей Катаев, председатель правления НП "Ивановское ОПСК":

Деятельность СРО сводится к двум составляющим: разработка и утверждение документов и контроль за соблюдением членами СРО этих документов. Таким образом, первый, предварительный этап создания СРО определяет всю ее последующую деятельность, поскольку именно в этот период и разрабатывается взаимосвязанная система, как документов, так и органов управления этой организации. Эта работа у нас почти завершена.

Мы пришли к выводу, что основной задачей на первом этапе деятельности СРО будет обеспечение сохранности ее средств. С этой целью мы установили максимально четкие и прозрачные правила контроля за деятельностью членов. Этот орган должен обеспечить предупреждение, в первую очередь, возможное нанесение вреда, а значит, и возникновение убытков.

Сочетание индивидуального и коллективного страхования поможет, на наш взгляд, избежать перенесения ответственности за ненадлежащее выполнение работ одного члена на все партнерство и сохранить средства компенсационного фонда. Проблема со страховщиками действительно есть.

Компенсационный фонд формируется нами из собственных средств. Проведенный нами опрос показал, что ни одна организация – член нашего НП — не готова и не желает получать какие-либо кредиты, даже если это коллективный кредит. Дело в том, что деньги в компенсационный фонд должна перечислить конкретная организация, соответственно, кредит должен быть под конкретную организацию, а ни один банк без залогового обеспечения денег давать не будет. С банками мы тоже довольно много общались.

Особое внимание мы уделяем качеству разрабатываемых документов. Мы убеждены, что ответы на многие вопросы помогут нам сохранить в результате наш бизнес. Потому что получить статус с минимальным пакетом возможно. Закон определяет три основных пакета документов. Не имея четких требований, невозможно контролировать качество работ и деятельность членов СРО.

Игорь Кривов, член совета НП "Союз изыскателей Верхней Волги":

- К сожалению, я здесь вижу мало своих коллег. Создать СРО изыскателей в Ивановской области не удалось, потому что всего было выдано лицензии 59 организациям и ИП, из них далеко не все реально работают. На сегодня мы набрали более 50 членов – 30 из Ивановской области, 20 из Костромской, к нам также присоединяются владимирцы и ярославцы.

К нашей деятельности отнесены те проектные организации, которые занимались обследованием зданий и сооружений. Однако из проектировщиков пока никто не изъявил желание к нам присоединиться.

Хочется содействия со стороны властей или провести встречи со страховыми компаниями, с банками, потому что приходится им буквально все разжевывать — по страхованию, по размещению компенсационного фонда.

Вопросы и ответы

Расскажите, какие деньги в общей сложности придется платить строителям в этом году, чтобы стать членом СРО? Хотелось бы распланировать эти суммы, и понять, имеет ли смысл оставаться на этом рынке.

М. Фирко: В нашей организации вступительный взнос – 30 тысяч рублей (до 1 мая было 15 тысяч). Кстати, в Череповце после получения статуса СРО вступительный взнос вырос с 15 до 150 тысяч. И 20 тысяч рублей годовые членские взносы. Плюс 300 тысяч в компенсационный фонд.

Вступительный взнос выплачивается сразу, членские взносы – не ранее декабря, взнос в компенсационный фонд – в июле – начале августа.

С.Звонов: 50 тысяч рублей вступительный взнос, годовые членские взносы – 50 тысяч, если будет 100 членов, если будет больше – они будут снижаться, так как расходы на содержание аппарата останутся неизменными. И 300 тысяч рублей взнос в компенсационный фонд – как и у всех СРО.

А.Катаев: Вступительный взнос – 15 тысяч рублей, ежемесячный членский взнос с июля составляет 7 тысяч рублей, взнос в компенсационный фонд – 300 тысяч, причем если и дробить этот взнос, то дробить в течение месяца – закон требует одномоментного внесения. Плюс страхование. По нашим расчетам, ежегодная страховая премия при комплексном страховании будет составлять порядка 25-30 тысяч рублей в год.

Сертификация по ИСО 9001. Все организации, которые получили статус СРО, с которыми мы связывались, они требуют наличие сертификата ИСО. Не будет ли после приобретения статуса автоматически возникать это требование?

С.Звонов: Сертификация по ИСО – не обязательное требование, она остается на усмотрение СРО. Мы сегодня считаем, что никаких лишних требований ставить не надо. Появится ли это требование потом, зависит от решения общего собрания СРО, которое может изменить регламент. Так что такое решение возможно.

В.Никифоров: Очевидно, система ИСО будет повсеместно развиваться. А сейчас — по желанию.

А.Катаев: в наших документах это не предусматривается. Я по себе знаю, насколько это долгий и дорогостоящий процесс. И на сегодня мы считаем нецелесообразным нагружать наших членов такими проблемами. Уже в дальнейшем это может быть введено, но только по решению общего собрания.

Вопрос Сергею Звонову. Правильно ли я понял, что допуски получат все, кто к вам вступит?

С.Звонов: Если вы выполняете тот минимум, который требуется по закону.

Но партнерство обязано проконтролировать каждого члена на соответствие требованиям…

С.Звонов: На сегодня закон говорит, что должен быть определен минимальный перечень. Но в это же время дает право СРО эти требования бесконечно повышать. Когда говорят в СРО, что мы будем выбирать: этого возьмем, а этого не возьмем, это неправильно. СРО не имеет права отказать в приеме члену, если он соответствует требованиям, которые в этом СРО приняты. А вот повышать требования сейчас… Я вам точно говорю: если вы завтра придете в любое СРО с деньгами, вас примут. Только существующие СРО, со статусом, может быть, будут смотреть. А мы, кто еще не зарегистрировались, любой примет.

М.Фирко: Я тоже отвечу на этот вопрос. Мы читаем один и тот же закон, но читаем немного по-разному. Если мы знаем, что человек недобросовестно выполняет работы, если он необязательно расплачивается с подрядчиками, не всегда соблюдает договоры, мы такую организацию не принимаем и имеем на это полное право. Требования, естественно, минимальные, так как это дело новое. Дальше они будут ужесточаться но с оказанием помощи для соответствия этим требованиям.

А.Катаев: Я хочу поддержать костромских коллег. Потому что члены организации потом за того, кого они приняли не глядя, будут отвечать своими деньгами.

А.Чужбинкин: Есть, действительно, недобросовестные организации, которые, взяв аванс по госзаказу, его просто не отрабатывают. Мы готовы официально сообщить о них и о тех объектах, которые они не построили.

На основании чего СРО будет выдавать допуски?

С.Звонов: По закону установлены минимальные требования: наличие специалистов, повышение квалификации, их в принципе намного.

А.Катаев: Ничего дополнительного – аттестованные учебным центром специалисты.

На какие регионы распространяется действие допусков?

С.Звонов: Допуски действуют на всей территории РФ и без ограничения срока действия.

Возможна ли ситуация, что вы в партнерство организацию примете, а в допуске откажете? Или отсев происходит уже на этапе вступления?

М.Фирко: На этапе вступления производится отсев именно тех, кого мы знаем как недобросовестных. Допуски выдаются тем, кто соответствует требованиям.

А вы могли бы помочь своим членам соответствовать?

М.Фирко: Это наша первая задача. Мы не только отсеиваем, но и помогаем подняться до этих требований. Допуски планируем выдавать по всему перечню.

С.Звонов: Конечно, можно. Более того, допуск можно получить, и потом потерять. Есть требования для вступления, и есть требования для получения свидетельства о допуске. Конечно, они не одинаковые. Что касается помощи, то, на мой взгляд, НП может только аккредитовать при себе учебные заведения. Все остальное все самостоятельно могут решить.

В.Никифоров: Возможность неполучения допуска очевидна. Но мне кажется, что требования должны быть одни и те же и при регистрации СРО, и при дальнейшей деятельности.

А.Катаев: До момента получения статуса – мы помогаем организации-члену НП достигнуть определенного уровня. Далее, с момента получения статуса СРО, если НП честно относится к кандидатам, то уже на уровне приема в члены они будут интересоваться самой организацией. Но не выдать допуск мы тоже имеем право.

Нужно ли получать свидетельство о допуске заказчику-застройщику?

С.Звонов: Функции заказчика-застройщика не входит в перечень видов работ, так что вам не надо вступать в СРО. Создавайте свою службу заказчика, которая в соответствии с ГК будет осуществлять строительный контроль. Генподряд – такое понятие отсутствует.

М.Фирко: Сейчас есть идея внести в перечень видов работ, на которые требуются свидетельство о допуске от СРО, функции заказчика-застройщика. Однако пока никаких изменений в перечень не внесено.

Анна Семенова, фото – Сергей Насонов

Источник: Частник.ru

Вступить в СРО