Особое мнение

По итогам заседания, посвященного перспективам создания в Саратовской области саморегулируемых организаций, «Взгляд» предложил участникам строительного рынка ответить на следующие вопросы:

1. Известно, что Владимир Путин, будучи Президентом РФ, отмечал, что для борьбы с коррупцией власти «нужно избавляться» от избыточных функций по контролю и лицензированию предприятий. Как вы считаете, удастся ли устранить коррупцию в отрасли, если чиновники из лицензионных органов встанут во главе саморегулируемых организаций, создающихся сейчас в регионе?

2. Достаточным ли условием приема в СРО является наличие у строительной организации лицензии? Какие требования к организациям должны выдвигаться при приеме в СРО?

3. Что ждет строительный рынок региона, если раскол, образующийся в связи с созданием СРО и во многом инициируемый правительством области, будет усугубляться?

Вячеслав БУЛАТОВ,

ЗАО «Стройинтерсервис»:

«Мы можем потерять и то, что имеем»

1. Коррумпирован чиновник или нет, может выяснить только суд, а мы говорим в целом о системе. Несовершенство системы лицензирования было в том, что это было формальностью – с нас просто собирали деньги. Сейчас вместо государственного лицензирования образуются саморегулируемые организации. Но мы, члены ассоциации «Союз застройщиков» не согласны с тем, что в Саратове СРО создается по флагом НП «Союз строителей». В свое время это некоммерческое партнерство было сильно раздуто. А теперь в СРО автоматически переходят все его члены. Многие организации, которые туда попадают, имеют к строительству косвенное отношение. Потом при проверках они могут негативно повлиять на весь состав саморегулируемой организации – их исключат, а если не будет нужных 100 членов, вся СРО окажется недействительной.

2. Требования должны быть однозначными – организация действительно должна быть строительной, то есть должна строить, а не иметь одну печать, один портфель и группу лиц с тремя лопатами. А такое у нас в Саратове встречается.

3. Будет новый виток упадка отрасли. Все знают, что в лихую годину все должны держаться вместе, а мы имеем раскол, причем на множество частей. Кроме Союза строителей и Союза застройщиков есть другие организаций, пытающиеся образовать свои СРО. А если политический ресурс не будет объединяющим началом, если не посадит всех за стол переговоров и не найдет какую-то одну консолидирующую позицию, мы потеряем и ту шаткую стабильность, которую имеем.

Александр ЕРМОЛАЕВ,

директор ООО «Лик-М»:

«Доверять можно только настоящим строителям»

1. На практике все лицензии были фикцией. Просто все проплачивалось… – как всегда. И зачем нам сейчас идти к Константинову, который такое лицензирование возглавлял? Я не вижу в этом смысла. К тому же он не строитель. Вот Писной для меня – профессионал. Я еще к его отцу пришел работать в 1977 году. Это настоящие строители. Я знаю этих людей и доверяю им.

2. Необходимые условия, на мой взгляд, – многолетняя работа по сдаче объектов без всяких ЧП, работа на благо жителей. Мы строители, создаем материальные ценности. Кто создает их качественно, тот и является добросовестным строителем. Важен стаж работы на рынке. И он должен исчисляться не двумя неделями. Должны пройти годы и даже десятилетия своевременной уплаты налогов без проблем на производстве, без аварий.

3. Ни к чему хорошему не приведет. Вообще раскол в кризис очень нежелателен для отрасли. Когда идут какие-то трения между коллегами, это нехорошо. К тому же СРО, которая организует Союз строителей совместно с министерством, – это губернаторская организация, они ее строят под себя. А завтра Павла Леонидовича не назначат на новый срок, что тогда? Давайте будем принципиальными до конца, давайте будем оставаться теми, кто мы есть, – ответственными строителями, и объединяться будем в профессиональные союзы.

Леонид ПИСНОЙ, генеральный директор ЗАО «Саратовоблжилстрой»:«Членские взносы – преграда для однодневок»

1. Система лицензирования не столько коррумпирована, сколько несовершенна. Она не дает возможности отсекать слабые, с точки зрения лицензионных требований, организации. Происходит бумажное оформление за деньги. И возникает ситуация, когда лицензионный центр заинтересован в выдаче большего количества лицензий. Удастся ли устранить коррупцию, если чиновники из лицензионных ведомств встанут во главе СРО? Главное, что не удастся устранить те недостатки, которые сейчас мы наблюдаем. Гонка за количеством автоматически перейдет и в СРО. Это не гарантирует безопасности ни людям, которые будут зависеть от строителей – членов такой саморегулируемой организации, ни тем, кто в этой СРО будет действительно работать, а не числиться.

2. Лицензия не самый главный документ для вступления в СРО. Прежде всего необходимо уплатить суммы, связанные с формированием компенсационного фонда, обязательно застраховать свои риски. Платежи при вступлении в СРО несоизмеримо выше, чем при лицензировании, что как раз и позволяет отсечь большое количество фирм-однодневок, которые открывались под строительство каких-то конкретных объектов. Сейчас никто не будет платить полмиллиона рублей членских взносов, чтобы построить один объект.

3. Нет сомнений, что ничего хорошего. Предполагаю, что начнутся если не битвы, то разногласия. Все понимают: членство в СРО – это определенные обязательства перед коллегами. Кроме того, возникнет естественное желание доказать – наша СРО лучше. Конструктивных отношений между членами двух СРО не будет точно. По своему опыту могу сказать, что я сейчас достаточно много кредитую всех, кто ко мне обращается за строительными материалами – кирпичом, керамзитом. Но членам чужой СРО, например, я товарные кредиты давать не буду.

Сергей КОРДУТА, директор ООО «Комплекс КК», представитель энгельсского филиала СРО «МОС» (Москва):

«Уже есть рекомендации для конкурсных комиссий, чтобы участники торгов были членами СРО»

1. Создание СРО однозначно уменьшит коррупцию в отрасли. Потому что в СРО принимаются строители только при наличии соответствующих рекомендаций и после доскональных проверок. У нас в Энгельсе сейчас создается филиал межрегиональной организации, головной офис которой находится в Москве, – СРО «Московское объединение строителей». В СРО обязательно есть стабилизационный фонд, поэтому каждая организация-партнер внесла вступительный взнос 500 тыс. руб. минимально. Но здесь мы сами, строители, будем курировать работу коллег.

Мне известно, что Константинов совместно с правительством области создает в Саратове региональную СРО. Но я не уверен в компетенции этого человека. Он уже собрал с многих строителей деньги на вступительный взнос, но это только первая ступень. Чтобы получить допуски к работам, надо пройти аттестацию Ростехнадзора. А там технический регламент, свои сложности. Константинов не строитель, он не сможет преодолеть этот этап. Например, председатель нашего межрегионального объединения, известный в строительном мире человек Ефим Басин – генеральный директор компании «Инжтрансстрой», председатель комитета по предпринимательству в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты РФ. Это Герой соцтруда, он возглавлял строительство БАМа, он один из авторов 148 закона.

В этом принцип саморегулируемой организации: сами строители принимают в нее своих коллег. А у Константинова – пошел, лицензию купил, значит, в аукционе участвуешь, хотя не имеешь ни организации, ни базы. Вот такая схема.

2. Нет. Это сначала, когда мы начинали организовывать филиал СРО «МОС», чтобы у организации была какая-то первоначальная история, мы требовали лицензию, и по сроку такие компании меньше проверяли. Но кроме этого строители представляли нам пояснительную записку: какие объекты сдавали, какой контингент работает в компании, какая база. Важные критерии – наличие производственной базы и аттестованных механизмов. Еще проверяются дипломы специалистов, трудовые книжки, было ли повышение квалификации каждые пять лет. А у Константинова это все покупалось. Он себя фирмами окружил – им несешь деньги, и они не глядя все документы дают.

3. Никакого раскола не будет. Слабые СРО прекратят существование, а такие организации, как наша, останутся, и строители пойдут в заслужившие доверие СРО. Или в другие регионы и в созданные там СРО. А значит, они в другой области будут платить налоги. Уже организованы СРО в Самаре, Ульяновске, Волгограде. Многие соседи хотели вступить к нам в СРО «МОС», но, увидев поведение правительства Саратовской области, остановились. Размежевание никому не интересно, они понимают, что это будет создавать проблемы. Например, сейчас появилась такая схема: некий посредник предлагает выход на правительство и выигрыш в конкурсе на госзаказ и за это берет свои 10%. То есть те, кто ближе к чиновникам, снимают свою маржу. Но с 1 января, когда будут созданы СРО, это прекратится. Уже есть рекомендации для конкурсных комиссий, чтобы участники торгов – строительные организации обязательно были членами СРО, чтобы отсеять из госзаказа компании-однодневки.

Дмитрий ГОЛУБИНОВ, генеральный директор проектной компании «Арт-Дмитрий»:«Не хотелось бы проблем…»

1. Не удастся. Я являюсь членом одной из СРО – мы создаем некоммерческое партнерство на базе саратовского Союза архитекторов, которое мы хотим зарегистрировать как СРО. Председателем будет назначен руководитель союза Вячеслав Цой, заместителем – Яков Стрельцин. У нас уже набирается более 50 членов, поэтому СРО строителей не интересуют. Нас, проектировщиков, в созданное НП «Союз строителей» и не приглашали. Но афишировать свое отношение к этой организации мне не хотелось бы, так как полученная лицензия действует до конца года. Не хотелось бы проблем и неожиданных проверок.

2. Лицензия при приеме в СРО вообще никакого значения не имеет. По закону. Есть правила, которые выдвигает сама саморегулируемая организация на основе рекомендованных законом, откорректировав их под наш регион. Затем они утверждаются в Ростехнадзоре. Я считаю, что основными критериями должны быть наличие грамотных специалистов и опыт работы.

3. Если хватит фирм, которые могут войти в СРО, то таких организаций в регионе будет несколько. А остальные пойдут в межрегиональные. Тут никакое участие правительства и не требуется, ведь это саморегулирование. Но не думаю, что будет раскол. Вопрос только в том, кто будет выдавать допуск к работам – Москва, Саратов. Больше выбор СРО ни на что не повлияет.

Владимир КОНСТАНТИНОВ,директор Приволжского окружного филиала ГУ «Федеральный лицензионный центр»:«Это трудности первого периода»

1. Однозначно да, удастся. Основной принцип саморегулируемой организации – решение принимается общим собранием. То есть принять строительную компанию можно, а исключить – только общим собранием. Решение о формировании компенсационного фонда и иных расходах тоже выносит общее собрание. Так что коррупция в СРО в принципе невозможна. Про возможность коррупции, из-за того, что в организации СРО участвует правительство области, просто сейчас модно говорить, не более того. К тому же членские взносы в местной СРО значительно меньше, чем в московских и питерских. Вообще, Москве и Питеру глубоко наплевать на какие-то саратовские организации. Их никто не видит и не знает – один раз обнимутся на общем банкете и все. Здесь же мы все друг у друга на виду.

2. По нынешнему году, по той правовой рамке, которая имеется, можно принимать компании в СРО только при наличии лицензии. А потом возникают другие вопросы: профессионализм, наличие определенного оборудования, то есть возможность компании осуществлять определенные работы, чтобы в компании работали профессионалы. А профессионалов, опять же, мы тут в Саратове знаем. А москвичи наших профессионалов не знают.

3. Просто наступит неуправляемость. А те компании, которые вступают в московские СРО, уже на будущий год поймут – те взносы, которые они уплатили, не вернешь. К тому же будут возникать новые проблемы: в московский офис СРО будут идти представления из Архстройнадзора, из прокуратуры о том, что саратовские компании, являющиеся их членами, что-то там хулиганят. Московская СРО исключать их не будет, будут выставляться представления о закрытии самого филиала. Это неизбежно, я это всем объясняю, из-за кого-то одного могут пострадать все. Такие шероховатости будут в начале. Все это трудности первого периода.

ОТ РЕДАКЦИИ:

В то, что коррупция, по словам Константинова, «в принципе невозможна», наверное, верит только он сам. Что касается остальных наблюдателей, то они уже имели возможность увидеть в Интернете коммерческие предложения о выдаче «допуска к работам» для строительных компаний. Более того, правоохранительным органам уже известны попытки «фирм», которые много лет занимались «обналичкой» денежных средств через договоры строительных подрядов, проникнуть в региональные СРО для продолжения «бизнеса».

Прозвучал, на наш взгляд, и прозрачный намек о приеме в СРО, только при наличии лицензии (в законе этого нет). Вероятно, намек следует понимать так: региональная СРО под эгидой правительства станет преемником органов лицензирования. Чтобы участники рынка знали, куда нести деньги. А обещания о представлениях для последующего закрытия филиалов СРО в Саратове – это уже прямой шантаж. Если, конечно, указ о подчинении Константинову этих структур мы не прозевали…

Между тем упоминание при создании нового проекта об участии в нем правительства области вряд ли может рассматриваться как плюс, скорее как антиреклама. Судя по отношению участников рынка к происходящему, она уже сделала свое дело.

P.S. В редакцию «Взгляда» поступает множество звонков от строителей, желающих высказаться. Мы готовы предоставить им эту возможность и еще не раз будем возвращаться к теме саморегулирования на строительном рынке.

Источник: газета Взгляд

Вступить в СРО