Генплан-2025: несущественная составляющая

Депутаты Московской городской думы все-таки окончательно одобрили Генеральный актуализированный план развития Москвы до 2025 года. Одобрили, несмотря на осторожные советы Общественной палаты не торопиться и многочисленные митинги протеста. Все это осталось осталось как бы неуслышанным, но остаются вопросы, на которые никто пока так и не дал ответа. Один из них - развитие дорожной сети столицы.

То есть как смогут передвигаться жители мегаполиса, в котором, согласно генплану, в 2025 году будет порядка 250 млн кв. м жилья: 192 млн уже существующего (шестая часть которого подлежит сносу) плюс 90 млн «квадратов», которые планируют построить в ближайшие 15 лет. Что произойдет за 15 лет с транспортной составляющей столицы? В самом документе планов не то чтобы громадье, но они есть. Вопрос в том, насколько они выполнимы.

Итак, до 2025 года в Москве будут построены семь автомагистралей: шесть в северном «полушарии» города и одна — в южном. По большей части речь идет о дублерах уже существующих шоссе и проспектов. В первую очередь — до 2015 года — должны быть построены «двойники» наиболее проблемных трасс — Ленинского и Кутузовского проспектов и Дмитровского шоссе. В эти же сроки завершится — по крайней мере, так запланировано — строительство Звенигородского проспекта и «Большой Ленинградки» (предстоит закончить строительство развязок на пересечении Ленинградского и Волоколамского шоссе, а заодно начать и закончить сооружение развязки с Фестивальной улицей).

Еще один мега-проект — Четвертое транспортное кольцо — будет воплощаться довольно медленно: до 2015 года планируется завершить прокладку участка от Щелковского шоссе до Волгоградского проспекта.

В те же ближайшие пять лет начнется строительство двух платных магистралей — Москва – Ногинск (на участке от МКАД до Кожухова) и Москва – Санкт-Петербург (на участке от улицы Академика Королева до Бусиновской развязки на МКАД). До 2015 года должна появиться и «московская часть» платной дороги в объезд Одинцова: участок от ММДЦ «Москва-Сити» до пересечения МКАД с Молодогвардейской улицей. К слову, эта трасса будет северным дублером Кутузовского проспекта. А будет еще и южный дублер — вдоль Киевского направления железной дороги. Из сложных сооружений можно упомянуть строительство Южной рокады от Рублевского шоссе до Капотни и тоннеля глубокого залегания под музеем-усадьбой «Коломенское».

Вообще же, согласно Генплану, к 2025 году протяженность дорожной сети Москвы должна составить 6000 километров (в настоящее время — 4 с небольшим тысячи). Одновременно планируется увеличить и число парковочных мест на 2,6 млн штук. В частности, одних только перехватывающих парковок на 250 тысяч машиномест построят. Таким образом, к 2025 году парковкой будут обеспечены 70% автовладельцев (планировалось, что этот показатель будет достигнут десятью годами ранее, в 2015-ом). Пока же места для стоянки личного транспорта имеют только 47% москвичей, а за 13 лет действия программы гаражного строительства построено всего 1,2 млн машиномест.

Глобальные перемены ждут и московский метрополитен. До 2025 года будут введены в эксплуатацию 68,7 км новых линий, а в перспективе протяженность метро увеличится вдвое — до 650 км и объединит само метро, легкое метро, мини-метро и так называемый рельсовый транспорт (городскую электричку, скоростной трамвай и т. п.), которые будут иметь общие пересадочные узлы.

Напомним, что до 2025 года будут продлены некоторые линии метро. Замоскворецкую протянут в Ховрино на севере и Братеево на юге, Сокольническую — до Гольяново (вдоль Щелковского шоссе) на востоке и до Теплого стана на юго-западе. Калининская ветка уйдет в Новокосино, а Таганско-Краснопресненская — в Жулебино. Ну а линия легкого метро будет продлена из Бутово в Новокурьяново с одной стороны и до станции «Новоясеневская» (под Битцевским парком) с другой.

Вроде бы Генплан решает и вопрос Большого метрокольца, которое должно пройти между МКАД и Третьим транспортным кольцом. В перспективе метро-радиусы должны соединить скоростные линии рельсового транспорта, которые образуют Третий пересадочный контур.

Второе рождение получит трамвай (похоже, вдоль Щелковского шоссе все-таки построят линию скоростного трамвая). Будут развиваться и троллейбусные линии — их построят 220 км. Троллейбусы соединят станции метро с периферийными районами — Косино, Новокосино, Жулебино, Марьино, Митино и др. Троллейбусная контактная сеть протянется по Балаклавскому проспекту и по Можайскому шоссе. А в Митино, Марьино и Зеленограде построят новые автобусные парки.

Прокомментировать транспортную составляющую Генплана мы попросили научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина:

«Генплан, который одобрила Мосгордума, хорош только для тех, кто в Москве строит. Поскольку нарушает все градостроительные нормы. Я не могу не отметить планы развития метрополитена: ничего, кроме одобрения, они у меня не вызывают. Но вот что касается наземного транспорта — судя по выкладкам Генплана, до европейских норм комфортности ему будет далеко: на одном квадратном метре площади автобуса, троллейбуса или трамвая должны будут поместиться 6,67 стоящих пассажиров. Такие нормы существовали в 1989 году, когда наземный транспорт действовал на пределе возможного. Что же касается дорог, то по ныне существующим нормативам, Москва в среднем за год строит примерно 13 км в год. Так каким же образом всего за 15 лет планируется увеличить протяженность дорожной сети на 50%? Несложно подсчитать, что в год предстоит строить уже не 13, а 130 км. При этом в Генплане нет ни слова о планах строительства транспортных связок между радиусами на периферии. Немало странностей и в программе строительства перехватывающих парковок: 100 тысяч машиномест планируется построить у конечных станций метро и 150 тысяч — непосредственно у Садового кольца. Я бы очень хотел посмотреть, где можно построить перехватывающие парковки у метро «Теплый стан», «Речной вокзал», «Выхино». А какой смысл строить перехватывающие парковки у Садового кольца — вообще не понимаю: если человек уже добрался до центра города, то зачем его вообще «перехватывать»? Вообще же, по моему мнению, Генплан заводит город в такую транспортную ловушку, из которой не будет выхода».

В столичном управлении ГИБДД считают, что, с одной стороны, развивать дорожную сеть необходимо, поскольку затяжные столичные пробки провоцируют множество мелких аварий, полностью парализующих движение в городе. С другой стороны, культура вождения московских водителей заставляет с осторожностью говорить о строительстве скоростных внутригородских магистралей, поскольку именно здесь - на Кутузовском проспекте, МКАД, Третьем транспортном кольце и некоторых других - происходят аварии с наиболее тяжкими последствиями.

По мнению же архитектора академика Юрия Бочарова, Москве необходимо развиваться центробежно, за счет периферии. «Для такой огромной – по территории – страны, как Россия это было бы логично: у нас города занимают лишь 1,1 процента земельного фонда государства. А Москва – всего лишь 0,006 процента. И тем не менее именно здесь проживает 9% населения страны», - полагает архитектор.

Источник: Бюллетень недвижимости

Вступить в СРО