ГОСЗАКАЗ и бизнес

Валерий Н. Малиновский, Сопредседатель Комитета по государственным и муниципальным закупкам ОПОРЫ РОССИИ

Важнейшей задачей для государства в период экономического кризиса является сохранение условий развития малого и среднего бизнеса, прежде всего, за счет обеспечения доступа к кредитным ресурсам, снижения административного давления и расширения рынков сбыта продукции соответствующих участников рынка, получения государственного и муниципального заказа, к заказам государственных корпораций и естественных монополий. Развитие добросовестной конкуренции способствует снижению цен на рынке.

Государственный заказ на 2009 г. по заявлению чиновников министерства экономического развития в рублевом эквиваленте может составить до 15 трлн. рублей. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в дальнейшем - Закон о закупках) обязывает государственных заказчиков от 10 до 20 % средств, выделенных для этих целей, размещать на спецторгах для субъектов малого предпринимательства. Это примерно от 1.5 до 3 трлн. рублей. Сумма впечатляющая. Основная часть бюджетных средств приходится на госзаказ в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. (В дальнейшем – строительство). И вот здесь назревает серьезная проблема, которую необходимо решать незамедлительно.

В связи со вступлением в действие Федерального Закона № 148-ФЗ от 02.07.2008 г. «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о введении саморегулирования в области инженерных изысканий, подготовке проектной документации и строительства с 1 января 2009 года прекращено государственное лицензирование в строительстве. Прием документов для оформления лицензий прекращен с декабря 2008 г.

Думаю в строительстве со второй половины 2009 г. мы не увидим создания новых частных предприятий. Их просто нет смысла создавать. Они не смогут получить лицензии, которая им необходима для работы в 2009 г. А саморегулируемых организаций (в дальнейшем – СРО) в строительстве еще нет. Если посчитать количество компаний, которые уже вынуждены были прекратить свое существование из-за экономического кризиса, то получится, что общее количество частных фирм уменьшается, а это в свою очередь ведет к снижению конкуренции при размещении государственного заказа на строительство. Снижение конкуренции приводит к снижению экономии бюджетных средств, на которую так рассчитывает государство в условиях экономического кризиса и которая реально была в 2007 и 2008 г.г.

Еще критичней ситуация сложится после 1 января 2010 г. Единственным законным основанием для осуществления предпринимательской деятельности в строительстве являются допуски к этим видам работ, выдаваемые соответствующими само регулируемыми организациями (в дальнейшем – СРО). Выдача допусков осуществляется исключительно на основании членства предприятия в СРО соответствующего вида.

Требования к членам СРО, определенные Федеральным Законом № 148-ФЗ от 02.07.2008 г практически невыполнимы для малого бизнеса, особенно в настоящих условиях. Немногие предприниматели смогут внести компенсационный взнос при вступлении в СРО в размере 1 млн. рублей и затем еще ежегодно платить взносы по 200-300 тысяч рублей на содержание аппарата саморегулируемой организации.

Можно конечно предпринимателям попытаться перепрофилировать свой строительный бизнес или уйти в «тень», но это, наверное, не поможет в условиях кризиса, когда рынок и так сжимается.

Государственный заказ в строительстве предполагает жесткие требования к соответствию участников размещения заказа действующему законодательству. Эти требования обязательно для всех участников. Уже с лета этого года, мы можем прогнозировать уменьшение присутствия малого бизнеса в государственных закупках в строительстве, а на следующий год в государственном заказе в области строительства конкуренции, наверное, не будет вообще. Можно предположить, что единственными участниками торгов будут афилированные структуры. Ситуация на рынке государственного заказа может сложиться такая, какой она была до введения в действие закона о закупках.

Именно поэтому государству необходимо принять решительные меры для создания нормальных условий малому и среднему бизнесу для участия в торгах на получение государственных и муниципальных заказов и затем выполнения государственных контрактов. Вектор принятия решения должен быть направлен на поиск компромиссного решения в сегодняшней конкретной экономической ситуации. Через год или два года, когда экономика стабилизируется, можно вернуться к рассмотрению обязательности участия бизнеса в СРО. Правительству необходима оперативность и гибкость в принятии решений, способствующих выходу экономики из кризиса.

Как один из оптимальных вариантов, решения данной проблемы, может быть продление переходного периода введения обязательного членства субъектов малого предпринимательства в СРО как минимум на два года. На такой же срок необходимо продлить действие лицензий. Нельзя сегодня вводить законодательные нормы, которые будут направлены не на развитие малого и среднего бизнеса, а, наоборот, на его удушение. Необходимо создать условия, чтобы предприниматели смогли выжить в экономическом кризисе, сохранили людские и материальные ресурсы. Никакие угрозы правоохранительных и фискальных органов не остановят необратимый процесс увольнения сотрудников с малых предприятий, если им не оказывать помощь на государственном уровне. «Жирок», который был накоплен бизнесом в прошлом году, катастрофически тает и скоро уже нечем будет платить зарплату сотрудникам.

Правительству необходимо срочно принимать решение по данному вопросу, чтобы не получилось так, как сказал однажды Виктор Черномырдин « хотели как лучше, а получилось как всегда»

Источник: Daily Stroy

Вступить в СРО