Аварийный комиссариат: на страже интересов строителей

Институт саморегулирования в строительной отрасли развивается уже более двух лет. Существенным его отличием от других способов регулирования является использование механизмов имущественной ответственности в целях повышения качества и безопасности строительства. И уже сейчас пришло время, когда саморегулируемым организациям и их членам приходится рублем отвечать за свою работу.

Основная проблематика моего сегодняшнего выступления связана с вопросами предупреждения и разрешения аварийных ситуаций в строительной отрасли.

Аварийные ситуации в строительстве приводят к причинению убытков заказчику соответствующих работ, а также в подавляющем большинстве случаев влекут причинение вреда третьим лицам. Согласно Градостроительному кодексу, в мероприятиях, связанных с возмещением вреда, могут участвовать строительная компания, страховая компания, саморегулируемая организация, государство и орган экспертизы. В процессе расследования анализируются действия заказчика и эксплуатирующей организации, строительной компании и производителя материалов, проектных и изыскательских организаций.

При этом очевидно, что и все участники в равной степени заинтересованы в максимально полном и достоверном установлении обстоятельств соответствующих аварий. Также оба этих субъекта заинтересованы и в установлении наличия или отсутствия причинно-следственных связей между фактом выполнения работ членом саморегулируемой организации и наступившими неблагоприятными последствиями.

Как показывает практика рассмотрения споров по поводу возмещения вреда, причиненного в связи с возникновением аварийных ситуаций, для указанных выше целей очень важно своевременно провести фиксацию следов аварии. Необходимо на месте, что называется, по горячим следам, установить и зафиксировать все обстоятельства, которые будут потом иметь значение для установления в суде всей картины происшествия. Очевидно, что эту работу должны выполнять профессионалы – технические специалисты, эксперты.

Таким образом, по нашему мнению, весьма своевременной мерой представляется создание при саморегулируемых организациях аварийных комиссариатов – специализированных структур, призванных обеспечить выполнение указанных выше задач, а также оказывать организационно-методическое и правовое содействие членам саморегулируемой организации при возникновении аварийных ситуаций, связанных с выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

На сегодняшний день по инициативе саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «Балтийский строительный комплекс» на уровне документов саморегулируемой организации в Правилах саморегулирования на основании п. 2 ч. 12 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ установлена обязанность членов саморегулируемой организации незамедлительно уведомлять подразделение аварийного комиссариата обо всех случившихся аварийных ситуациях, а также привлекать его сотрудников к процессу расследования и урегулирования таких ситуаций.

Как уже было сказано, основной функцией аварийного комиссариата является проведение мероприятий, направленных на фиксацию обстоятельств, связанных с аварией. В качестве таких сведений, подлежащих фиксации, может рассматриваться:

– информация о причинах аварии;

– сведения о размере причиненного вреда и о факторах, его определивших;

– информация о лицах, жизни, здоровью и имуществу которых был причинен вред вследствие аварийной ситуации;

– информация о лицах, с действиями (бездействием) которых может быть связана аварийная ситуация.

Наряду с указанной функцией важным является взаимодействие аварийного комиссариата с самими членами саморегулируемой организации, с деятельностью которых может быть тем или иным образом связано возникновение аварийной ситуации. Функции аварийного комиссариата предполагают привлечение к его работе специалистов и экспертов, обладающих специальными знаниями, применимыми в расследовании и урегулировании аварийной ситуации. При этом речь идет не только о техническом содействии.

Во многих случаях саморегулируемые организации в качестве дополнительной меры обеспечения имущественной ответственности своих членов устанавливают требования о страховании членами саморегулируемой организации ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Как правило, страховые компании располагают собственными службами, в функции которых входит изучение и оценка аварийной ситуации. В этой сфере аварийный комиссариат, привлекаемый саморегулируемой организацией, будет призван обеспечивать взаимодействие с представителями страховой компании по вопросам расследования аварийной ситуации, при этом представляя интересы члена саморегулируемой организации, с действиями которого может быть связано возникновение аварийной ситуации, так и интересы лиц, которым был причинен вред вследствие аварийной ситуации.

Третьей важной функцией аварийного комиссариата является методическое содействие членам саморегулируемой организации в сборе и правильном оформлении необходимых материалов и документов, связанных с расследованием и урегулированием аварийных ситуаций. Это позволило бы существенно сократить временные и трудовые затраты члена саморегулируемой организации на формальности, связанные с оформлением необходимых документов, а также способствовало бы скорейшему и эффективному ее урегулированию.

Следует заметить, что в настоящее время из всего массива нормативно-правовых актов проблеме расследования аварийных ситуации в строительстве посвящена лишь статья 62 Градостроительного кодекса РФ. Согласно упомянутой норме, в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в течение десяти дней со дня причинения такого вреда создаются технические комиссии для установления причин такого нарушения и определения лиц, допустивших такое нарушение. При этом неурегулированными остаются такие немаловажные вопросы, как:

а) разграничение компетенций в данной сфере федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти;

б) наличие единых правил проведения процедур расследования, стандартов оформления составляемых при расследовании документов.

Кроме того, уместно заметить, что в строительном сообществе высказываются мнения о необходимости создания совещательного органа для координации деятельности по расследованию аварий в Санкт-Петербурге. Такой орган сможет эффективно осуществлять координацию деятельности всех заинтересованных лиц; помимо этого, на базе совещательного органа будут обсуждаться и рекомендоваться к принятию самые прогрессивные и актуальные законодательные нововведения.

В заключение хотелось бы отметить, что деятельность аварийного комиссариата хоть и представляет собой новое явление в сфере отношений, связанных с саморегулированием, но большинство методик его работы уже существует. Здесь, безусловно, можно опираться на довольно обширный опыт страховых компаний, прибегавших при расследовании страховых случаев к помощи аварийного комиссариата, опыт экспертных учреждений, проводивших исследования, связанные с установлением обстоятельств различных аварийных ситуаций. На наш взгляд, опираясь на данный опыт, внедрив ряд новых методов работы, обусловленных спецификой деятельности саморегулируемых организаций и возложенных на них функций, и ориентируясь на работу в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными лицами при расследовании каждой аварийной ситуации, аварийный комиссариат сможет стать эффективным механизмом расследования и урегулирования аварийных ситуаций, связанных с работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Источник: АСН

Вступить в СРО