Мэр Москвы намерен разморозить десятки крупных строительных проектов

Чтобы разморозить десятки крупных строительных проектов, мэр Москвы просит у законодателей права без конкурса отдавать землю в аренду инвесторам, заключившим контракты до конца 2007 г.

Собянин предлагает разрешить застройщикам, заключившим инвестиционные соглашения с городскими или федеральными властями до 30 декабря 2007 г., заключить до 30 декабря 2011 г. договоры о развитии застроенных территорий без проведения торгов. Для этого мэр просит Мосгордуму внести в Госдуму законопроект об изменении Градостроительного кодекса (есть на сайте департамента земельных ресурсов Москвы).

С 2005 г. закон позволяет застройщику получить землю для строительства жилья только на торгах, напоминает Максим Попов, руководитель направления Goltsblat BLP. Из-за этого город не выполнил обязательства по 85 инвестиционным контрактам, знает источник в Мосгордуме: они были заключены с застройщиками в первой половине 2000-х, но после изменения закона договоры аренды по ним мэрия не оформляла. В 2006 г. вице-мэр Александр Рябинин заблокировал около 40 распорядительных документов почти на 800 000 кв. м жилья.

Исключение делалось для застройщиков, с которыми соглашения были заключены до 30 декабря 2004 г. В течение трех лет (до 30 декабря 2007 г.) они могли получить земельный участок без конкурса, добавляет Дмитрий Корсаков, юрист практики «Земля. Недвижимость. Строительство» юргруппы «Яковлев и партнеры». Собянин предлагает распространить исключение на контракты, заключенные до 30 декабря 2007 г.

Это позволит разморозить около 25 проектов, говорит источник в мэрии: речь идет о кварталах, реконструкция которых была начата, но заморожена из-за несоответствия федеральному законодательству. Проблема касается крупных строителей, занимающихся волновым переселением, уточняет источник в Мосгордуме и подтверждает топ-менеджер крупного застройщика.

Эта инициатива поможет завершить проекты, где инвесторы уже понесли убытки из-за замораживания строительства, считает представитель «СУ-155». Начиная проект, инвестор сначала несет затраты по отселению жителей из сносимых домов, затраты по их сносу, перекладке инженерных сетей и др., рассказывает он, а затем инвестора, уже понесшего колоссальные затраты, отправляют «за землей» на аукцион. У «СУ-155» только в Москве пять крупных проектов, приостановленных на разных стадиях из-за этой ситуации.

Принятие законопроекта позволит бюджетам избежать выплаты компенсаций инвесторам, понесшим затраты на подготовку территорий и расселение жителей, указано в пояснительной записке. Размер этих компенсаций чиновники пока не подсчитали (см. врез).

«Почему московские власти спустя три года решили вернуть себе право заключать договоры без торгов и откуда взялась дата 30 декабря 2007 г.? — недоумевает Попов. — Город по закону не мог в это время заключать инвестсоглашения, право строить жилье должно было предоставляться по конкурсу». Чиновники это не комментируют.

Если инвестсоглашения с компаниями заключали московские власти, им и отвечать за выполнение этих обязательств, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков: «С правительством этот вопрос, насколько мне известно, не обсуждался».

Источник: ИРН

Вступить в СРО