Качественное жилье для погорельцев построить невозможно

Накануне состоялась встреча президента России Дмитрия Медведева и руководителя Минрегиона Виктора Басаргина. Президентский сайт сообщает, что 'глава государства потребовал возводить жильё и сооружать инфраструктуру в пострадавших от огня населённых пунктах по современным технологиям, качественно и в установленный срок'.

Прочитав эту новость, я задумался над тем, возможно ли выполнение распоряжения президента в принципе. И пришел к выводу, что нет. Невозможно. Дело в том, что у нас в стране в принципе отсутствуют нормативы качества по жилью. В СССР таковые нормативы были. А у нас - нет. Поэтому признать построенный дом некачественным сейчас практически нереально. Потому что само понятие качества в строительстве отсутствует.

С чем сейчас вплотную столкнулись погорельцы.

Так, во Владимирской области жители деревень Каменка, Мильдево и поселка Южный из Меленковского района с удивлением обнаружили, что единственный качественный показатель, разработанный в отношении строительства домов для них - это норматив по метражу. Правда, нельзя сказать, что они были очень довольны тем, как правительство области отнеслось к определению этого норматива.

В постановлении губернатора Владимирской области Николая Виноградова говорится буквально следующее: 'Каждая утратившая жилье семья имеет право на предоставление жилья с имеющимся на данной территории уровнем благоустройства и хозяйственных построек в размерах, соответствующих действующим нормам'. Оные нормы в постановлении определены как 33 кв. м общей площади на семью из одного человека, 42 кв. м - на двоих, по 18 кв. м - на каждого члена семьи в семьях из трех и более человек.

Наверное, не стоит говорить о том, что эти нормы совершенно неадекватны для сельской местности. В других областях это понимают. Так, в Нижегородской области строят по 45 кв метров на погорельца, в Рязанской - по 36 кв метров, а в Воронежской области власти приняли решение строить в том объеме, который был до пожара.

Но меня в данном случае интересует другой вопрос. Если норматив по строительству жилья выполняется в соответствии с постановлением губернатора, то как вообще должны определяться стандарты качества и другие стандарты при строительстве?

Поскольку я занимаюсь вопросами строительства уже несколько лет, с тех пор, как затеял постройку собственного домика, то тема мне известна довольно неплохо.

Дело в том, что нормативы по строительству должно было определять то самое Министерство регионального развития, возглавляемое Виктором Басаргиным. Однако, учитывая тот факт, что строительная отрасль в России находится в процессе перехода на саморегулируемые основы, Минрегион, исходя из банальной чиновничьей логики, от определения оных стандартов устранился. Действительно, зачем заниматься установлением нормативов, если скоро на смену ведомственным установкам придет Национальное объединение саморегулируемых организаций в строительстве, которое как раз и должно будет озаботиться вопросами установления нормативов?

Чиновничья логика дала сбой. Реальность оказалась куда более требовательной. Глава российского государства Дмитрий Медведев наставляет Виктора Басаргина: 'Если у нас деревни пострадали, сгорели, сделать их нужно самым современным образом. И здесь не повод сопоставлять, что осталось, что сделали, главное - восстанавливать по-современному, по-новому, так, как это во всём мире делается, строится. Уж если так случилось, то нужно все это сделать качественно. Поэтому Вы за качеством следите и, конечно, за сроками, потому как периодически публикации появляются и в средствах массовой информации, и в интернете, и ко мне обращаются люди с различными претензиями'.

А что остается ответить Басаргину? Он заверяет Дмитрия Медведева: 'это такая традиционная технология для наших сельских территорий: это шлакоблоки, это газопенобетон, 60 процентов такого жилья; 30 процентов - это каркасно-панельное домостроение. Понимая российскую психологию, как непросто отношение к этим современным технологиям, мы делаем облицовку либо камнем, либо сайдингом, чтобы укрепить дом. И 10 процентов - это монолит',

Но вот в чем дело. На тот же монолит можно взять бетон разного качества. И такой 'монолит' может простоять 100 лет, а может начать крошиться и рассыпаться через три года. Аналогично со шлакоблоками - нарушение качества установки может привести к сырости и даже к заведению грибка в доме. Получается, что президент министру говорит о Фоме (о качестве), а министр президенту - о Ереме (о материалах, из которых будут возведены дома).

При этом, пострадавшие от пожаров жители прямо пишут: 'Нас заставили подписать типовое согласие, в котором не указана ни площадь новостройки, ни вид строительства (кирпичный, срубный, деревянный и т.д.). Теперь получилась полная социальная несправедливость: вместо обещанных новых домов, эквивалентных по площадям сгоревшему жилью, нас заставляют вселяться 'в конуры'.

То есть, погорельцев вопрос качества волнует очень сильно. Волнует также как и президента России. Но никто сегодня не может дать ни президенту, ни погорельцам гарантии качества. Поскольку их не существует в принципе. Есть так называемая госприемка госкомиссией. Но насколько эта госприемка отличается от реальности, не надо рассказывать никому - достаточно много историй о том, как люди въезжали в квартиры, битком набитые строительным мусором, но при этом вполне успешно прошедшие 'госкомиссию' и 'госприемку'. Да и вообще, редко когда госкомиссия вникает в такие тонкости, как качество бетона, степень пропитки бруса и в другие специфические вопросы, связанные с качеством строительства.

Единственная возможность, существующая на сегодняшний день - это обеспечить построенное жилье полной страховкой на все время его существования. То есть, любой конструктивный недостаток жилья, проявившийся в ходе его эксплуатации, должен быть заранее застрахован. Правда, мне очень трудно представить себе, какой должна быть сумма таковой страховки и какой степени точности должна быть детализация такого страхового договора.

Поскольку Мининстерство регионального развития дожидалось, пока грянет гром, сейчас, когда гром грянул, мы не имеем ни техрегламентов, ни норм строительства. Созданная в 2009 году организация НОСТРОЙ - то самое Национальное объединение саморегулируемых организаций в строительстве - к созданию таковых нормативов даже не приступило. Организация существует уже год, а нормативов как не было, так и нет. И в строительной среде нет даже слухов о начале разработки стандартов, норм и правил. В противном случае, все профильные издания сегодня пестрили бы обсуждением именно этой - важнейшей для строителей - темы.

Для Мингрегона ситуация все это время была, конечно же, очень удобной. На вопрос о том, почему министерство само не разрабатывает нормы качества, всегда можно было ответить, что это вопрос самих строителей, их саморегулируемых организаций (СРО). А на вопрос, почему СРО не принимают соответствующие нормы, можно было отвечать, что пока еще не заработал в полной мере институт Национального объединения саморегулируемых организаций.

Сейчас это объяснение никого не удовлетворяет.

30 июля 2010 года был принят закон N 240, вносящий поправки в Градостроительный кодекс. Закон определил формат деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, проектирования и строительства. 30 сентября, в соответствии с законом, должен пройти съезд СРО, на котором будет выбрано новое руководство Национального объединения саморегулируемых организаций - НОСТРОЯ. Именно перед ним - перед новым руководством встанет вплотную вопрос о разработке нормативов качества и иных критериев оценки строительства.

То, что съезд пройдет на фоне неспособности ни Минрегиона, ни старого руководства НОСТРОЯ дать какое бы то ни было определение стандартам качества жилья, возводимого для погорельцев - крайне показательно. Очевидно, что строительная отрасль находится в кризисе. И от того, кто возглавит нацобъединение, будет зависеть дальнейшая ее судьба.

Еще раз повторюсь. Накануне президент России спрашивал министра, ответственного за строительство, насколько возводимые сооружения соответствуют стандартам качества. Вместо этого министр Басаргин рассказывал о том, из каких материалов будут построены дома. Хотелось бы, чтобы такая ситуация никогда больше не повторилась.

Но это зависит от того, какие решения будут приняты 30 сентября на съезде НОСТРОЯ. Если старое старое руководство организации не озаботилось разработкой стандартов качества, то возникает вопрос, нужно ли такое руководство для организации?

Строительной отрасли необходима модернизация. Ей нужен молодой, прогрессивный, энергичный антикризисный менеджер, который выведет ее из тупика. Ей не нужен очередной свадебный генерал. Новое руководство организации обязано в первую очередь озаботиться тем, чтобы уже в самое ближайшее время (максимум, в течение года) были разработаны и приняты техрегламенты в строительстве, нормы, правила и стандарты качества. Это - одна из самых насущных задач для строительной отрасли. Именно это способно вывести ее из кризиса.

Источник: Кремль.Орг

Вступить в СРО