Стройка под колпаком

Совет Федерации одобрил закон, уточняющий нормы деятельности саморегулируемых организаций (СРО) в области инженерных изысканий, проектирования и строительства.

Законом вносятся поправки в Градостроительный кодекс РФ. Принятый документ направлен на совершенствование процесса организации строительной деятельности и повышение безопасности объектов капитального строительства. В результате принятия поправок в этот закон совершенствуется механизм саморегулирования в отрасли, которым с 2009 года заменен механизм лицензирования. Теперь профессиональное сообщество само следит за работой компаний в этой сфере, выдает разрешения на работы повышенной опасности и отвечает перед потребителем за результаты, в том числе и деньгами. Для этого сами СРО формируют компенсационные фонды.

Документом установлено, что в случае, если застройщик сам осуществляет организацию работ по подготовке проектной документации или по строительству, то он тоже должен иметь соответствующий допуск СРО. При этом в документе прописываются минимально необходимые требования для получения таких допусков. До 1 октября 2010 года СРО вправе выдавать допуски к работам по организации подготовки проектной документации или строительства как по старым, так и по новым правилам. А с 1 октября — только лицам, соответствующим требованиям, установленным этими поправками. Допуски, выданные в соответствии с ранее действовавшими правилами, утрачивают силу с 1 января 2011 года. Свидетельство о допуске выдается застройщику только после внесения им взноса в компенсационный фонд СРО.

Сейчас уже существует такое нацобъединение – НОСТРОЙ, однако, согласно принятым на прошлой неделе поправкам в Градкодекс, его легитимность должна быть подтверждена как раз этим съездом, также должно быть выбрано новое руководство.

Между тем, согласно поправкам в Градостроительный кодекс, СРО будут следить за деятельностью компаний и выдавать им допуск к определенным видам работ. Этот механизм саморегулирования фактически заменил лицензирование этих видов деятельности госорганами.

По словам экс-руководителя Росстроя Владимира Бланка, проблема в том, что старое техрегулирование фактически умерло после принятия в 2002 году закона о техрегулировании, а начало деградировать с 91−го года, после развала Союза из-за того, что государство этим не занималось. Ведь в строительстве, говорит Бланк, более 20 тыс. норм и правил, большинство из которых разработаны более 20 лет назад. Только каталог всех норм — это фолиант в 450 страниц.

Добросовестность и надежность деятельности компаний — участников СРО (а соответственно, и безопасности возводимых домов и других объектов) гарантируется механизмом финансовой ответственности компаний друг за друга. Участники СРО обязаны внести немалые деньги в компенсационный фонд СРО и застраховать гражданскую ответственность перед третьими лицами. За ошибки ненадежного участника будут раслачиваться все остальные. Все убытки, связанные с некачественным проектирванием и строительством, гасятся из компенсационного фонда. Поэтому получается, что все участники СРО отвечают друг за друга своими деньгами. Этот механизм лучше, чем коррупционный механизм гослицензирования, гарантирует надежность работы изыскателей, проектировщиков и строителей, а соответственно, и безопасность объектов.

Принятый закон устанавливает различные размеры минимального взноса в компенсационные фонды для СРО проектировщиков и строителей в зависимости от стоимости проводимых ими работ по договорам и наличия требования СРО к страхованию ее членами гражданской ответственности. Для проектировщиков (в зависимости от стоимости работ по одному договору), составит от 500 тыс. до 4,5 млн рублей. Либо при установлении требования к страхованию гражданской ответственности, от 150 тыс. до 1,5 млн рублей. Для строителей (в зависимости от стоимости работ по одному договору) — от 1 млн до 30 млн рублей. Либо при установлении требования к страхованию гражданской ответственности - от 300 тыс. до 10 млн рублей.

В законе уточняются нормы, касающиеся функционирования национальных объединений СРО. Так, устанавливается, что может быть создано только одно национальное объединение СРО для каждого из трех вышеупомянутых видов деятельности. Национальное объединение контролирует деятельность своих СРО. Вводится обязанность таких объединений в течение трех месяцев после принятия поправок провести всероссийский съезд СРО и избрать президента и совет национального объединения. Нацобъединения отвечают за деятельность СРО перед государством. Нацобъединения контролирует Минрегион.

По мнению бывшего главы Росстроя Владимира Бланка, законопроект, одобренный Советом Федерации, обязывает СРО, занимающиеся строительством, входить в состав национального объединения СРО, иначе организация окажется вне закона, так как нарушит Градостроительный кодекс. «До принятия поправок в Градостроительный кодекс СРО только рекомендовалось вступать в национальное объединение СРО, а сейчас это их обязанность», - возмущается Владимир Бланк. «Ведь вместо того, чтоб заниматься обеспечением безопасности проведения строительных работ, НОСТРОЙ превратился в бюрократическую организацию с миллионным годовым бюджетом. К сожалению, миллионы рублей (а это взносы СРО в НОСТРОЙ) уходят на обеспечение деятельности данной национальной организации, вместо того чтоб на эти средства заниматься разработкой технического регламента», — считает экс-руководитель Росстрооя.

«Именно от того, как будет выполняться технический регламент и осуществляться контроль за его выполнением СРО, зависит качество возводимых в России жилых и производственных зданий, а главное — безопасность людей», — говорит Владимир Бланк.

Экспертам сейчас не ясно, почему во время обсуждения поправок в Градостроительный кодекс к третьему чтению из законопроекта исчезли положения, касающиеся введения в закон таких понятий, как генеральный подрядчик и генеральный проектировщик. Также не были поддержаны предложения, значительно увеличивающие полномочия национальных объединений СРО. Вместо этого в законопроекте, неожиданно для многих, появились существенные поправки в закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Инициаторы поправок в Градостроительный кодекс считают, что ужесточение законодательства позволит карать застройщиков в течение года. Для недобросовестных застройщиков будет увеличен срок давности для привлечения их к административной ответственности. По мнению инициаторов, поправки помогут контролирующим органам внимательнее следить за деятельностью строителей. Защитит законопроект и простых граждан: безалаберность строителей иногда приводит и к летальным исходам.

Нарушения со стороны строителей проявляются в несоответствии проектной документации нормам градостроительного законодательства. В результате происходит снижение конструктивных и других характеристик, влияющих на надежность и безопасность строений. За такие оплошности застройщики зачастую остаются безнаказанными.

По информации экс-главы Росстроя Владимира Бланка, в строительном бизнесе, который оценивается в 4 триллиона рублей, работают более 70 тыс. фирм, в которых трудятся около 10 млн человек.

Источник: Эксперт

Вступить в СРО